18 января Национальным объединением строителей на площадке НГАСУ (Сибстрин) был проведен Форум строительных средних специальных учебных заведений. В повестку вошли такие вопросы, как «Критерии рейтингования строительных средне-специальных учебных заведений», «Программы поддержки СПО, конкурсы профмастерства, образовательные и социальные проекты»; также в ходе форума были рассмотрены вопросы участия в ФП «Профессионалитет», проанализирован опыт трудоустройства выпускников.
На обсуждение повестки форума, проведенного в смешанной форме (очное присутствие и ВКС), собрались руководители средних специальных учебных заведений и профильных СРО; участие в нем приняли вице-президент Российского Союза строителейМаксим Федорченко и ректор НГАСУ (Сибстрин) Юрий Сколубович. Модератором выступила директор по развитию – руководитель Проектного офиса Ассоциации «Национальное объединение строителей» Елена Парикова.
Максим Федорченко подчеркнул, что дефицит кадров (и рабочих, и инженерно-технических специалистов) стал проблемой почти для каждого руководителя в отрасли. При этом заполнить кадровые «пробелы» за счет иностранных работников сегодня уже не получится. Надо совместными усилиями всех заинтересованных сторон, системно, на единой платформе решать общую проблему, мобилизуя отечественные кадровые ресурсы. Как напомнил Максим Федорченко, сейчас НОСТРОЙ в указанных целях формирует единую платформу для взаимодействия строительных компаний, профильных органов власти, учебных заведений.
Большие задачи, которые ставит сегодня государство перед стройкомплексом, могут быть успешно решены только на адекватной кадровой базе. Нужно планировать формирование кадрового потенциала. Средние специальные и другие профильные учебные заведения должны четко видеть «кадровый заказ» на среднесрочную перспективу.
Восстановление и развитие кадрового потенциала связано с целым рядом тактических задач, которые также необходимо решать. В их число входит и рейтингование учебных заведений, и модернизация их материально-технической базы, и формирование системы наставничества.
Максим Федорченко призвал руководителей образовательных учреждений СПО к активному сотрудничеству, выразив готовность поддержки всех интересных и полезных инициатив через региональные СРО, через НОСТРОЙ.
Юрий Сколубович заявил о необходимости обеспечить взаимодействие между системами среднего специального и высшего образования. Пока схемы отчетности и стимулирования в них выстроены изолированно, а надо добиться их дружественного взаимопроникновения. Например, студент, не справившийся с программой ВО, должен иметь возможность «спуститься» на уровень СПО и там реализовать себя, и чтобы это не становилось «минусом» для отчетности вуза: ведь в итоге молодой специалист сохранил себя в отрасли. Аналогично, и поступление выпускника ссуза в вуз не должно становиться минусом для отчетного мониторинга трудоустройства выпускников колледжей. Зная о нехватке преподавателей, Юрий Сколубович предложил лучших студентов вузов направлять в ссузы в качестве преподавателей.
Юрий Сколубович указал на живучесть проблем с программным обеспечением: качественного отечественного ПО, на котором сегодня заставляют работать всех – не хватает, а зарубежное ПО перестало обновляться. Для стимулирования российских программистов нужно сформировать коммерческий заказ на отечественное ПО в строительной, архитектурно-проектной сфере.
Елена Парикова подчеркнула, что подготовке кадров для стройке уделяется большое внимание на государственном уровне, этот вопрос является приоритетным для НОСТРОЙ. Так, в целях совершенствования и укрепления кадрового потенциала разработана Концепция подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года. Во многом ориентирована на строительство и «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года». На повышение эффективности подготовки кадров работают такие инструменты, как Рейтингование строительных ссузов, конкурсы профмастерства, профориентационные соцпроекты, программы поддержки СПО – в том числе Федеральный проект «Профессионалитет». Этим же целям служит и Отраслевой Консорциум образовательных организаций СПО «Техника и технологии строительства» (базовая организация – НОСТРОЙ, в Консорциум входит 68 ссузов России). Уточнив, что рейтингование ссузов планируется осуществлять в рамках Консорциума, Елена Парикова предложила обсудить его критерии.
Говоря о проекте «Профессионалитет», Елена Парикова посетовала, что из более чем 200 образовательно-производственных кластеров, сформированных в его рамках, стройкомплексу принадлежат лишь 10. Она призвала руководителей учебных заведений активнее формировать заявки на участие в проекте, привлекая в партнеры работодателей (для которых такое участие позволяет, оказав помощь учебному заведению, получить налоговый вычет почти на всю сумму поддержки). На 2024 год планируется выбрать 70 кластеров на участие в проекте, пока выбрали только 3. Некоторые заявки приходится отклонять, потому что заявители допускают ошибки при подготовке документов. Помощник координатора по СФО Ассоциации «Национальное объединение строителей» Мария Бирюкова пообещала поддержку от СРО учебным заведениям, претендующим на участие в проекте «Профессионалитет». Заявки принимаются до мая.
Елена Парикова показала текущую ситуацию на рынке труда и обозначила негативные факторы, из-за которых в отрасли остается работать только 41% выпускников ссузов; среди них – «переток» в другие отрасли, низкая мотивация работы на стройке, нерешенные вопросы наставничества. Директор ГАПОУ «Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий» Михаил Ляховец отметил, что ФП «Профессионалитет» ориентирован на обеспечение кадрами крупных работодателей, которых нет в маленьких городах (в ответ на это Мария Бирюкова предложила помощь от СРО в объединении нескольких «условно-мелких» заявок в одну крупную). Также Михаил Ляховец считает чрезмерным предусмотренное проектом сокращение длительности образовательных программ. Схожего мнения придерживается и директор КГБПОУ «Алтайский архитектурно-строительный колледж» Виталий Баленко. Кроме того, по его мнению, важным критерием оценки ссузов следует считать налаженность в них производительного труда с рыночно востребованной продукцией; когда производственные мастерские – на самоокупаемости, это многое говорит об эффективности обучения.
Директор ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж» Сергей Аверьяскин, среди прочего, предложил поднять стоимость часа обучения, чтобы лучше мотивировать преподавателей, а также освободить учебные заведения от решения несвойственных задач (например, по поиску импортозамещающего ПО).
Директор Ассоциации «СРО «Объединение строительных организаций Кемеровской области» Татьяна Кузнецова предложила для «закрепления» кадров вернуть обязательную трехлетнюю отработку по распределению, отметила необходимость поднимать престиж профессии.
На системном уровне повышению социального статуса строительных профессий призван Всероссийский конкурс «Строймастер», который уже более 10 лет проводит НОСТРОЙ. Об умножении числа участников, совершенствовании условий, расширении числа партнеров конкурса сообщила Елена Парикова, ее дополнила Мария Бирюкова.
Отдельным социально-значимым проектом по подготовке кадров для строительства становится многопрофильный образовательный курс для детей-сирот «ПАЗЛ «Строительство» - о нем рассказала генеральный директор Ассоциации «Саморегулируемая корпорация строителей Красноярского края» Светлана Герасименко. Проект стартовал в СЗФО, но сегодня начинает внедряться и в Сибири – в том числе, при поддержке Ассоциации строительных организаций Новосибирской области. Начальник отдела развития компетенций КГБПОУ «Красноярский строительный техникум» Алексей Целуковский поделился своим опытом работы в рамках проекта «ПАЗЛ Строительство».
Отдельно участники форума обсудили вопрос возрождения и поиска новых форм института наставничества в строительных организациях.
В заключение Форума участникам были вручены Благодарственные письма НОСТРОЙ - их получили Виталий Баленко, Сергей Аверьяскин, Татьяна Кузнецова, Иван Попов (проректор по среднему профессиональному образованию КГТУ), Светлана Герасименко, Мария Бирюкова.
По итогам форума будет подготовлена резолюция.
По материалам сайта НОСТРОЙ