Байкальский парусник, речная волна и вокзал на вечной мерзлоте — самые заметные архитектурные шедевры БАМа появились на востоке страны благодаря новосибирцам. Главный архитектор Бурятского участка БАМа новосибирец Владимир Авксентюк рассказал о грандиозной «Стройке Века». Он называет годы строительства магистрали лучшими в своей жизни: «Строили для народа, а не для инвестора».
На ударную комсомольскую стройку 50 лет назад отправились строители, архитекторы и проектировщики со всей страны. Новосибирцам достался сложный Бурятский участок — через вечную мерзлоту, болота и горы.
Такие разные 542 километра удалось объединить в архитектурный ансамбль. В малозаселенной местности вокзалы магистрали стали главными достопримечательностями.
«Вокзал — это визитная карточка города, а железная дорога — фасад страны. Жители Северобайкальска говорят: у нас две достопримечательности — Байкал и вокзал. Я сделал его проект так, чтобы, проезжая здесь, люди чувствовали близость Байкала», — говорит Владимир Авксентюк.
БАМ как культурный проект эпохи сейчас изучают в московском музее архитектуры имени Щусева. Нетронутые территории страны творчески осваивали представители всех республик СССР. Вокзалы новосибирца Владимира Авксентюка считают самыми яркими объектами на БАМе. Им планируют придать официальный статус памятников культуры и истории страны.
«Три вокзала, автором которых является архитектор Владимир Авксентюк (Сибгипротранс): это крупнейший вокзал в Северобайкальске, на станциях Тунгала и Постышево. Несмотря на разницу масштаба, все три здания — абсолютно столичные по своему уровню объекты. Вокзал в Северобайкальске, расположенный на берегу Байкала, — это еще и инженерный шедевр: в нем реализована самая большая для этих широт вантовая кровля. Вокзал Постышево – один из самых фотогеничных объектов БАМа, виртуозно использующий пластику складчатой кровли снаружи и внутри», — отмечают в архитектурном журнале archi.ru.
Как рассказал Владимир Авксентюк, вокзалы БАМа проектировались с таким размахом и творческой свободой, которая не снилась современным архитекторам.
«Никаких ограничений не было. БАМ был стройкой века. Новосибирск посылал лучших строителей, везли лучшие материалы отсюда. В то время был такой лозунг — синтез искусств. Тогда десять процентов закладывали в смету на монументальные работы, поэтому были и скульптуры, и мозаики. Сейчас попробуй это предложи! Инвестору это не надо. Это были лучшие годы моей жизни, самая интересная работа», — говорит Владимир Авксентюк.
Вокзал на станции Постышево, который замыкал БАМ и отражал весь пафос великой стройки, был удостоен госпремии в области архитектуры. В список на премию включили и лучших новосибирских строителей Сибгипротранса.
Главному архитектору Бурятского участка БАМа месяцами приходилось жить на стройке, рыбачить с местными старообрядцами, курировать работу архитекторов из Прибалтики и Узбекистана.
«Они строили свои станции, а я как архитектор участка их контролировал. Считалось, что в Прибалтике самые элитные архитекторы, они поначалу смотрели немного свысока, но я спорил с ними, чтобы все садилось в единый ансамбль. Они были довольны сотрудничеством, потому что получилось очень интересно».
Стиль вокзалов БАМа определяют как советский модерн. Эти здания не потеряли актуальности и переживают вторую волну популярности. При этом сами вокзалы БАМа опустели.
«За время, пока БАМ не развивали, многие жители оттуда уехали. Вокзалы стоят, но поезд там проходит раз в сутки. Они пустые, понимаете?» — говорит архитектор.
Проект продолжения БАМа и строительства второго пути сейчас обсуждают на самом высоком уровне. Объем перевозок за 10 лет планируют увеличить со 173 до 270 млн тонн в год. Об этом Владимир Путин заявил на праздновании 50-летия с начала строительства БАМа. Вместе с продолжением стройки оживут и вокзалы БАМа, считают авторы проекта.
Фото Владимира Авксентюка и Андрея Заржецкого.