М.Федорченко на Окружной конференции СРО проектировщиков и изыскателей СФО

3 февраля 2021 года Президент Союза строителей Новосибирской области, координатор НОСТРОЙ в СФО, Максим Федорченко принял участие в Окружной конференции саморегулируемых  организаций проектировщиков и изыскателей СФО.


Поприветствовав делегатов конференции от имени коллег-строителей, он рассказал о некоторых итогах текущей работы представляемого им Национального объединения и поделился своим видением перспектив сотрудничества с Национальным объединением проектировщиков и изыскателей.

ОЕ НОПРИЗ 03 02 2021 с Федорченко (2).jpg
Сергей Кононыхин, Максим Федорченко, Александр Панов


«Думаю, мы вместе делаем одно большое важное дело, - подчеркнул Максим Федорченко. – Мы с вами помним, что и у наших СРО, и у национальных объединений есть две важные функции. Одна – это допуск на рынок только тех компаний, которые работают качественно и безопасно, соблюдая все требования действующего законодательства; за 10 лет мы хорошо научились ее выполнять. Вторая функция – объединение ведущих представителей делового сообщества, строителей и проектировщиков. Эта функция подразумевает защиту их профессиональных интересов на всех уровнях, защиту интересов отрасли, и от нас ждут такой защиты. 


В минувшем году работа в данном направлении (несмотря на пандемию, а возможно, даже благодаря пандемии) усилилась и укрепилась. Ее ведут НОСТРОЙ и НОПРИЗ вместе с Российским Союзом строителей. И большинство тех успехов, которых удалось добиться,  являются результатом именно совместной работы. Такой единый подход к общему делу, вне сомнений, наиболее перспективен: ведь строители и проектировщики объективно не могут в своей работе обособиться и обходиться друг без друга».


По информации Максима Федорченко, НОСТРОЙ провел большую работу, чтобы добиться смягчения чрезмерно жестких требований по сейсмозащите зданий. Результат есть: Минстрой РФ издал от 29 января 2021 года № 27/пр «Об отмене Изменения № 1 к СП 14.13330.2018 «СНиП II-7-81» «Строительство в сейсмических районах».


Кроме того, много усилий НОСТРОЙ направляет на решение проблем по ценообразованию в строительстве. Об остроте этих проблем прямо свидетельствует тот факт, что конкурсы по выбору подрядчиков на строительство объектов бюджетного заказа зачастую срываются еще на старте – по причине полного несоответствия цены контрактов, рассчитываемой по устаревшим сметным нормативам, и реальной стоимости материалов и трудозатрат. В НОСТРОЙ даже был создан Департамент по ценообразованию, задача которого – стать центром компетенция в указанной сфере, и на равных вести диалог по вопросам сметного нормирования с Главгосэкспертизой РФ и другими структурами. «Определенные успехи есть и на этом фронте: понемногу нам удается проводить повышающие коэффициенты к сметным расценкам, позволяющие увеличить нормативы расходов на оплату  труда», - поделился опытом координатор Национального объединения.


В текущем порядке НОСТРОЙ ведет работу по решению оперативно возникающих проблем; одной из таких проблем недавно стал взрывной рост цен на металл.


Обуздать его оказалось весьма непросто; однако некоторые достижения имеются и здесь. Профессиональному сообществу в лице руководства НОСТРОЙ и его координаторов в округах удалось добиться признания данной проблемы Минпромом России, который, в свою очередь, подключил к делу УФАС. В итоге уже зашла речь о введении новых экспортных пошлин, которые способны в лучшую (для строителей) сторону изменить цены на этот важнейший ресурс в федеральном масштабе. Кроме того, прорабатывается возможность заключения договоров поставок металла напрямую от производителей, без посредников.


Общей большой проблемой, которую еще предстоит решить совместно органам власти, национальным объединениям строителей и проектировщиков, стало установление границ приаэродромных территорий во многих сибирских городах.


Максим Федорченко напомнил: в соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, на аэродромах должны устанавливаться приаэродромные территории в составе семи подзон. При этом подзоны с 1 по 6  обеспечивают безопасность полетов, а подзона 7 – обеспечивает санитарную безопасность населения от шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ вблизи аэродрома. Указанные правила введены с 30.09.2017 Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ. До этого приаэродромные территории имели однородную структуру, не включали подзоны и определялись как круг радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. При этом подзоны с 1 по 6 являются аналогами охранных зон (они охраняют аэродром от внешних воздействий), а подзона 7 является аналогом санитарно-защитной зоны (она защищает население от влияния аэродрома), т.е. подзоны 1-6 и подзона 7 имеют различную природу и назначение.


К сожалению, общепринятая методика установления границ 7-й зоны отсутствует. По сути, каждый аэропорт сегодня волен делать это по-своему. В результате на территориях в десятки тысяч гектаров ограничиваются и блокируются строительство новых и реконструкция существующих объектов жилого назначения, реновация депрессивных площадок, занятых аварийным жилым фондом и промышленными предприятиями. Происходит явный «перерасход земель» в ходе установления границ приаэродромных территорий. В Барнауле, например, уже практически отвели под такие территории огромные площадки, по которым ранее  готовились проекты планировок в целях строительства жилья.


По оценке Максима Федорченко, решению этой комплексной проблемы способно помочь создание межведомственной рабочей группы с участием всех заинтересованных сторон – от Минстроя и объединений проектировщиков и строителей до Минтранса и Росавиации – которая занялась бы всесторонней проработкой вопроса, подготовила бы соответствующие регламенты.


А пока целесообразно отложить точное установление границ приаэродромных территорий и продолжить работу по временной схеме, на основе согласования границ полос воздушных подходов.


Как сообщил Максим Федорченко, в минувшем году руководством НОСТРОЙ и его координаторами в федеральных округах проведена большая работа по корректировке закона о комплексном развитии территорий (494-ФЗ от 30 декабря 2020 г.); в окончательной редакции закона были учтены почти все замечания профессионального сообщества. Вместе с тем, из-за острого дефицита времени, выделенного представителям строительного профессионального сообщества на анализ проекта закона, ряд важных положений документа не удалось должным образом отредактировать, поэтому принятая в конце декабря версия закона еще нуждается в доработке.


Так или иначе, в результате принятия нового закона отменяются все используемые ранее старые инструменты. Схемы развития застроенных территорий, зоны комплексного устойчивого развития территорий (КУРТ), - все они потеряли свою значимость.


«На смену всему этому приходит единая схема КРТ, конкретные регламенты которой должны установить регионы, - уточнил Максим Федорченко. – Думаю, сейчас проектному сообществу очень важно подключиться к этой работе, правильным образом повлияв на разработку соответствующих нормативно-правовых актов регионального уровня, чтобы эти акты впоследствии не мешали качественно проектировать и строить на площадках КРТ.


НОСТРОЙ активно участвует в процессе цифровизации проектно-строительной отрасли; эта работа велась и в течение минувшего года. «Цель – довести BIM-технологии до «земли», непосредственно до исполнительной рабочей документации, до строительной площадки, - рассказал Максим Федорченко. - Это трудная задача, но, как показывает первый опыт внедрения, решив ее, мы очень существенно повысим эффективность строительного производства. На скорейшую цифровизацию настроено и федеральное Министерство строительства. Мы рассчитываем, что в общую цифровую систему проектирования и строительства в дальнейшем будет интегрирована и информация Национального реестра специалистов – с тем, чтобы посредством межведомственного взаимодействия, например, Госстройнадзор мог оперативно получать данные о наличии права у тех или иных конкретных специалистов подписывать определенные документы. Сегодня уже принято принципиальное решение о возможности вносить сведения в Национальный реестр специалистов через портал «Госуслуги» (хотя до практической реализации данного решения еще далеко, оно требует тщательной технической проработки)».


Говоря о внедрении института независимой оценки квалификации, Максим Федорченко отметил, что пока она начала эффективно действовать в сфере оценки кадров рабочих специальностей (а не ИТР, как предполагалось изначально). В качестве примера координатор НОСТРОЙ в СФО привел недавно открывшийся в Москве Центр оценки квалификаций (ЦОК) Группы ПСК. И теперь все подрядчики ПСК не допускаются к заказам данной группы, пока их рабочие не подтвердят свою квалификацию в созданном ЦОКе.


Еще одно важное направление НОСТРОЙ, о котором рассказал Максим Федорченко – выстраивание сотрудничества с институтом развития ДОМ.РФ. Среди прочего, требуют внимания профессионального сообщества внедряемые этой структурой стандарты строительства жилья. Кроме того, именно с этим институтом связан вопрос субсидироания процентных ставок для проектного финансирования застройщиков, ведущих низкомаржинальные проекты.


«В целом, Правительство РФ ждет от нас (делового сообщества проектировщиков и строителей) формирования таких правил игры, которые, с одной стороны, помогли бы снизить  количество административных барьеров, а с другой стороны, повысили бы реальную ответственность исполнителей работ за своевременность, безопасность и качество их выполнения, - подчеркнул Максим Федорченко. – С решением этой задачи тесно связан и успех реализации национальных проектов в их строительной части, предполагающей кратное увеличение объемов строительства к обозначенным срокам. Поэтому у нас с вами впереди – огромный фронт совместной работы, с которым, уверен, мы успешно справимся».


По материалам газеты "Строительные ведомости" (февральский выпуск)

Наши контакты
Телефон: +7 (383) 344-92-51
E-mail: souzNSO@yandex.ru
Адрес: г. Новосибирск, ул. Октябрьская магистраль, д. 4, офис 1403